Разделить PR и рекламу практически невозможно,
ибо нет границы, за которой кончается реклама и начинается PR.
Имеет место и другой подход: реклама увеличивает
продажи, PR - создает лояльное отношение к фирме, марке, имени.
Что же такое, на самом деле PR и каково взаимоотношение
PR с рекламой?
Вероятнее всего, каждая теория имеет право
на существование. Однако, золотая середина - самый труднодоступный
и наиболее оптимальный вариант, видимо, выглядит следующим образом:
Реклама - один из важнейших инструментов
PR, который учитывает мотивацию потребителя, используя рычаги, позволяющие
перевести потенциального потребителя в категорию “покупатель” и рассчитана
она на краткосрочную реакцию потребителя.
Задачи рекламы - способствовать в реализации
товаров и услуг, презентация общественности свойств и функции товара
и поддержка PR-кампаний.
Public Relations (Паблик Рилейшнз) (переводится,
как отношения с общественностью), применяется с целью формирования
долгосрочного образа фирмы, поддерживает позитивный корпоративный
образ, создавая определенные тенденции общественного мнения.
Задачи PR - создание благоприятного
климата вокруг фирмы, воздействие на ключевые аудитории, и обеспечение
двусторонней связи между ключевой аудиторией и фирмой!, улаживание
конфликтных, кризисных и просто нестандартных ситуаций.
Лучший метод PR - это уважение к потребителю,
каким бы он ни был. Показать потребителю, что Вы в нем заинтересованы
- что может быть проще и....сложнее.
Остановимся еще на одном распространенном мнении
о том, что есть PR. Суть в следующем: PR - это прежде всего - добрые
отношения с прессой. Спорить с таким утверждением - явно грешить перед
истиной. Однако, принять его за догму значило бы существенно сузить
рамки самого понятия. Связано это, в первую очередь, с российской
спецификой и процессами, происходящими в нашей непредсказуемой экономике
и столь же мало предсказуемом общественном мнении.
Подобный подход, когда основной акцент в PR-деятельности
приходится на взаимоотношения с прессой, можно назвать западным. Для
этого есть масса причин, основная из которых - многолетнее (минимум
150 лет) существование и сосуществование двух грандиозных институтов
- свободного предпринимательства и свободной прессы. На протяжении
долгих десятилетии выстраивались взаимоотношения крупнейших товаро-
и услуго-производителей с множеством представителей одной из древнейших
профессий. На протяжении долгих десятилетии крупнейшие концерны работали
на удовлетворение спроса потребителей, создавалась корпоративная идеология,
в основе которой лежали идеи стабильности.
Практически любая из здравствующих ныне корпораций
создавала себе имя путем бесконечного совершенствования собственной
продукции, концентрируя лучшие идеи и строго следя за их воплощением
в жизнь. Воплощались эти идеи не только в продукции, но и в насаждении
корпоративной идеологии в среде персонала фирмы, и, что самой важное,
путем совмещения идеологии фирмы с идеей национальной самоидентификации.
Так, например, во фразе “Что хорошо для Форда, то хорошо для Америки”
заключена главная идея PR: превращение общественного мнения в своего
главного союзника.
Не менее одиозен и пример фирмы “Bosh”, образ
которой для любого не-немца воплощает все качества немецкой нации:
безупречную основательность, прочность, солидность, выдержанность,
четкость. Согласитесь, именно таковы представления любого обывателя
о немецком бюргере.
Безусловно, фирмы, обладающих такой репутацией,
в определенной мере, уже могут позволить себе “почивать на лаврах”
общеевропейской (или американской) стабильности, сконцентрировав внимание
на взаимоотношениях со СМИ, ибо общественное мнение - уже их союзник,
его расположение уже завоевано, и расположение это нужно лишь поддерживать,
с чем и справляются успешно СМИ.
Пример: Одна из крупнейших американских корпорации,
занимающаяся производством консервов из тунца, попала в весьма неприятную
ситуацию - пресса обвинила руководство компании в варварском отношении
к природе, за то, что во время ловли тунца у был убит дельфин. Скандал,
раздутый прессой, привел к резкому снижению оборотов фирмы, консервы
просто перестали покупать. Консультанты фирмы предложили следующий
выход: президент компании, сидя в телестудии на высоко стуле, публично
извинился перед публикой, и пообещал, что вложит большие средства
в разработку новых сетей. В результате продажи не только поднялись
на прежний уровень, но и превысили его.
Совсем в иной ситуации находятся Российские
компании. Каждая из них вынуждена ежедневно и ежечасно доказывать
потребителю честность своих намерений по отношению к нам, и уважение
к нашим потребностям и проблемам. Российские компании пока только
завоевывают нас с Вами, только пытаются сделать нас своими союзниками.
Роль СМИ в этом процессе неоценима, но явно недостаточна, ибо как
бы нам с Вами не расписывали достоинства банка, но нам хамит кассир,
мы не придем туда больше, и если телевизор родного производителя взорвался
через день после покупки - мы не его больше не купим. Мы предпочтем
“Sony” или “Samsung” , как бы нас не убеждали со страниц и экранов
в необходимости поддерживать российского производителя и не повышали
таможенные тарифы на ввоз нашего любимого телевизора.
Более того, россиянин, сильно обжегшись однажды
на “всенародных бабочках МММ” (замечательный пример анти-ПР), в значительной
мере потерял доверие и к самой прессе, хотя очень долго в “самой читающей
стране мира” доверие к печатному слову было безмерным. Так что, за
народное доверие нужно бороться и самим СМИ. И делать ставку только
на них в разработке стратегии Public Relations, как минимум, недостаточно.
PR - это прежде всего честность. Честность
перед прессой, аудиторией, самим собой. Потому что главная цель PR-акции
и PR-технологий - добиться доверия целевой аудитории. Ибо если даже
вся пресса будет ежедневно и ежечасно рассказывать, как замечательно
взаимодействие с Вашей фирмой, но, в то же время, Вы обманываете партнеров
и Ваш персонал грубит покупателям - это уже анти-PR. Вас не спасет
ничего. Доверие к фирме будет подорвано и, чтобы восстановить его,
потребуются годы безупречной работы.
Три источника и три составных части ПР:
Источники - это свободное общественное мнение,
корпоративная идеология, коммуникации.
Именно появление свободного общественного мнения
стало причиной бума PR, начало которого переживает Екатеринбург. Отсутствие
информации о той или иной персоне или фирме порождает чудовищные слухи
и сплетни, с которыми можно и нужно бороться только методами PR. Появление
крупных структур и корпорации, нуждающихся в определенном векторе
общественного мнения создало потребность в методах PR. Отсутствие
коммуникаций или неупорядоченные коммуникации, отсутствие обратной
связи между заинтересованными структурами и обществом потребовали
вмешательства специалистов PR. Что и случилось неизбежно.
Составные части - творчество, информированность,
честность.
Чем должен обладать специалист по PR? В первую
очередь- умением нетрадиционно мыслить, масштабным и многогранным
мышлением, которые позволяли бы самый обыденный материал превратить
если не в блистательный, то в достойный информационный повод, который
мог бы заинтересовать избалованных журналистов, не страдающих отсутствием
информации. Во-вторых, специалисты PR-шики должны обладать полным
объемом необходимой информации (и даже чуть больше) по каждой конкретной
проблеме, чтобы подаваемый материал органично влился в информационный
поток . И в-третьих, специалист PR-щик должен говорить “только правду,
и ничего кроме правды”, ибо в обратном случае доверие чуткого на фальш
общества будет утеряно безвозвратно.
Инструменты (методы) - маркетинг, прямая
реклама, косвенная реклама, нетрадиционные мероприятия (special events).
Аналитический отдел “Маркетинг-Бюро”
Вернуться к списку статей