© Frolov D.
2001 г.
|
Позицирование товара — выделение сегмента
рынка, на котором предлагается товар, а также определение места товара
на этом сегменте рынка. В зависимости от того, на какую категорию покупателей
он рассчитан, формируются требования к качеству, дизайну, цене, применяются
различные формы оплаты: предоплата, продажа в кредит, моментальная оплата
и т. д. То есть определяется позиция товара на избранном сегменте рынка.
Позиционирование товара - это оптимальное
размещение товара в рыночном пространстве.
При этом необходимо различать сегментацию и
позиционирование, хотя последние части включают в сегментацию рынка.
Результат сегментации рынка - это желаемые характеристики товара.
Результат позиционирования - это конкретные маркетинговые действия
по разработке, распространению и продвижению товара на рынок.
Позиционирование - это разработка и
создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя
достойное место, отличающееся от положения товаров конкурентов.
Позиционирование - это комплекс маркетинговых
элементов, с помощью которых людям необходимо внушить, что данный
товар создан специально для них, и что он может быть идентифицирован
с их идеалом.
Отметим основные стратегии позиционирования
товара в целевом сегменте:
-
позиционирование, основанное
на отличительном качестве товара;
-
позиционирование, основанное
на выгодах от приобретения товара или на решениях конкретной проблемы;
-
позиционирование, основанное
на особом способе использования товара;
-
позиционирование, ориентированное
на определенную категорию потребителей;
-
позиционирование по отношению
к конкурирующему товару;
-
позиционирование, основанное
на разрыве с определенной категорией товаров.
Таким образом, позиционирование товара в целевом
сегменте связано с выделением отличительных преимуществ товара, удовлетворением
специфических потребностей или определенной категории клиентов, а
также с формированием характерного имиджа товара и/или фирмы.
Позицирование товара происходит
после выбора сегмента рынка, в котором товар необходимо определить.
Позицирование товара позволяет так же в наиболее выгодном свете представить
продукт с точки зрения творческой концепции. Понимание положения товара
в психологии мотиваций потребления, дает четкие дерективы по выработке
имиджа товара и/или фирмы продавца. На данной стадии возникают следующие
типичные вопросы:
-
каковы отличительные свойства
и/или выгоды, действительные или воспринимаемые, на которые благоприятно
реагируют покупатели?;
-
как воспринимаются позиции
конкурирующих марок и фирм в отношении этих свойств или выгод?;
-
какую позицию лучше всего
занять в данном сегменте с учетом ожиданий потенциальных покупателей
и позиций, уже занятых конкурентами?;
-
какие маркетинговые средства
лучше всего подходят для того, чтобы занять и защитить выбранную
позицию?
После позицирования товара разрабатывается
оперативная маркетинговая программа продвижения товара на рынок, которая
уточняет бизнес-план фирмы в части реализации товара.
Реализация позиционирования товара напрямую
связана с разработкой маркетингового плана, который должен включать
маркетинговые исследования, разработку товара, политику ценообразования,
методы распространения и продвижения товара. Таким образом, сегментация
рынка, результатом которой является выделение однородных групп потребителей
со схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению
к конкретному товару дает возможность предприятию концентрировать
средства на одном или нескольких коммерческих направлениях деятельности.
|
|